Категория: Информация прокуратуры
Просмотров: 6
Печать

Практика прокурорского надзора показывает, что достаточно часто у граждан возникают вопросы о правомерности приостановления электроснабжения жилых помещений при наличии задолженности по оплате коммунальной услуги. При этом актуальной является проблема надлежащего уведомления потребителя о приостановлении электроснабжения.

Пунктом 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установлено, что исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю:

- путем вручения потребителю-должнику под расписку,

- путем направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении),

- путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления),

- иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.

Поставщик коммунальной услуги, вправе известить потребителя любым из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги. Законодательством не предусмотрено применение мер воздействия без уведомления об этом должника.

Анализ прокурорской и судебной практики показывает, что ненадлежащим признавались уведомления, которые: направлены простым почтовым отправлением; не вручены потребителю или фактически вручены неустановленному лицу; направлены по адресу нахождения жилого дома, в котором потребитель постоянно не проживает, при наличии реальной возможности извещения по указанному при заключении договора адресу регистрации.

Незаконным также признавалось отключение электроэнергии до истечения срока, предоставленного потребителю для погашения задолженности (20 дней со дня доставки потребителю предупреждения (уведомления)).

В случае несогласия с приостановлением электроснабжения действия поставщика электроэнергии могут быть обжалованы в жилищную инспекцию, прокуратуру или в суд.