Категория: Информация прокуратуры
Просмотров: 72
Печать

С 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020    № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле), которым установлена новая система государственного контроля и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включая институты и инструменты, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес.

Законом о госконтроле в отличие от действующего в настоящее время Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен единый список видов контрольных (надзорных) мероприятий.

Также к 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.

К примеру, положения Закона о государственном контроле не будут применятся к организации и осуществлению видов государственного налогового, валютного, таможенного контроля, контроля (надзора) в сфере миграции, за соблюдением антимонопольного законодательства и другим видам. Создается единый реестр надзорных мероприятий.

В данном реестре, наряду с информацией о проводимых надзорными органами плановых и внеплановых проверках, будут учитываться сведения о профилактических мероприятиях, принятых решениях и действиях должностных лиц при проведении указанных мероприятий.

В случае отсутствия в указанном едином реестре сведений о надзорном мероприятии либо отдельном надзорном действии на момент начала их проведения осуществление таких мероприятий, не допускается.

Статьей 61 Закона о государственном контроле предусмотрен новый порядок формирования ежегодных планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, их согласования с органами прокуратуры, включения и исключения из них контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, начиная с планов проверок на 2022 год.

Проект ежегодного плана будет формироваться на основе перечней объектов контроля по видам контроля (надзора), содержащимся в едином реестре.

К числу основных нововведений следует отнести изменение срока и способа представления проектов ежегодных планов на согласование в органы прокуратуры, а также внесения корректив в утвержденные планы.

Так, проекты планов будут представляться до 1 октября года, предшествующего году их реализации, посредством размещения должностными лицами, уполномоченными контрольным (надзорным) органом, в машиночитаемом формате в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».

Предложения прокуроров по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план представляются посредством единого реестра и подлежат рассмотрению и учету органами контроля (надзора) до 20 ноября и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

После рассмотрения предложений органов прокуратуры уполномоченные должностные лица посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий самостоятельно утверждают ежегодный план до 15 декабря и размещают его в течении 5 рабочих дней на официальных сайтах в сети Интернет.

В настоящее время процедура корректировки урегулирована Порядком формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.11.2019 № 783, согласно которому прокуроры наделены полномочиями самостоятельно вносить изменения в ежегодный план при поступлении от поднадзорных контролирующих органов соответствующих сведений.

Также Законом о госконтроле установлены перечини случаев включения, исключения и внесения изменений в ежегодные планы.

Внеплановые выездные проверки теперь могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев предусмотренных законом.

Также новый закон предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. Сейчас такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок. В законе перечислены 11 грубых нарушений. Одно из них - выездная проверка проводится в случаях, если не представляется возможным оценить соответствие обязательным требованиям без выезда на место. В действующем списке такого нарушения нет.

Сокращаются сроки проведения проверок Общий срок проведения документарной и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

Глава 5 Закона о госконтроле содержит основы системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, категории риска и индикаторы риска нарушения обязательных требований, включая порядок отнесения объектов госконтроля (надзора), муниципального контроля к таким категориям, а также правила учета рисков.

Также в Законе о госконтроле прописан порядок отнесения объектов госконтроля (надзора), муниципального контроля к категориям риска и выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований. Для этого контрольные (надзорные) органы смогут использовать сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства РФ из любых источников, обеспечивающих их достоверность.